Обязательная маркировка товаров. Что необходимо знать?
В России начался массовый переход производителей на новый вид маркирования вновь произведенной продукции. Обязательным к исполнению этот процесс принято считать с января 2019 года, но некоторые категории товаров уже на текущий 2018 год используют новую маркировку. Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. №487-ФЗ.
Правительство РФ принимая этот закон преследовало вполне конкретные цели: сделать прозрачным рынок товарооборота, отслеживать качество изготавливаемой продукции, исключая тем самым большой процент подделок на рынке.
Товары подлежащие маркировке
Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. №792-р
Наименование группы товаров | Эксперимент | Обязательно |
---|---|---|
Меховые изделия | 12 августа 2016 г. | |
Алкогольная продукция | 1 января 2016 г. | |
Лекарственные препараты | с 2017 г. | не определено |
Ювелирные изделия, изделия из драг. камней и металлов | 1 июня - 1 ноября 2018 г. | не определено |
Табачная продукция | 1 января - 31 декабря 2018 г. | 1 марта 2019 г. |
Обувные товары | 1 июня - 31 декабря 2018 г. | 1 июля 2019 г. |
Духи, туалетная вода | 1 декабря 2019 г. | |
Шины, покрышки | ||
Предметы одежды из натуральной/композиционной кожи | ||
Женские блузки, блузы, блузоны | ||
Верхняя одежда | ||
Белье постельное, столовое, кухонное, туалетное | ||
Фотокамеры, фотовспышки, лампы-вспышки |
Наделавшая много шума маркировка табачной продукции, начавшаяся с января текущего 2018 года, сейчас так же находиться в экспериментальной стадии. С 1 июня запущен эксперимент с новым маркированием обуви.
Компания Сканбери имеет успешный опыт сотрудничества с известной обувной Компанией Zenden, которая летом этого года успешно прошла экспериментальную стадию пилотного проекта. Магазин Сканбери осуществлял поставку 2D сканеров штрих кода. Подробнее в статье "Компания Scanberry приняла приняла участие в пилотном проекте государства".
Реформа рассчитана на длительный период 2019 – 2024 гг. Списки наименований продукции могут быть расширены, дополнены или изменены, что именно претерпит изменения пока не ясно. На текущий момент детальная информация и конкретные сроки проведения доступны в Распоряжении Правительства РФ №792.
Как происходит обязательная маркировка
Каждой единице товара присваивается сгенерированный цифровой код, который позволит подтвердить уникальность этого товара и прочитать всю имеющуюся информацию об этом товаре/продукте. Эта информация нацелена отслеживать всю цепочку перемещений и исключает мошеннические схемы с незаконным товарооборотом.
Генерировать цифровой код может только оператор маркировки, по запросу производителя. Подделка уникального кода невозможна, информация зашифрована и имеет несколько степеней защиты. Повторное использование персонального цифрового кода так же не возможно. При продаже товара конечному потребителю (или же списанию товара) цифровой код навсегда выводится из оборота. А пока продукт/товар находится на рынке то государство с помощью зашифрованной в коде информации видит всю историю перемещений и торговых операций по конкретному продукту.
Создается один общий каталог содержащий в себе полные сведения о промаркированных товарах. Образуется некая информационная среда, где происходит сбор сведений о всех кодах. Фиксируется каждый этап оборота промаркированной продукции.
Согласно Распоряжению Правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 г. оператором маркировки назначен Центр Развития Перспективных Технологий. ЦРПТ призван заниматься глобальными проектами в сфере цифровой экономики, а проект «обязательная маркировка» один из таких. С начала 2018 года и по сей день Центр ведет пилотные проекты под контролем Минпромторга, Минкомсвязи, Роспотребнадзора и других заинтересованных ведомств, включая и Налоговую службу, и Федеральную службу безопасности.
Последствия для производителей и конечных продавцов
Глобальная маркировка продукции цифровыми кодами давно на обсуждении в профессиональной среде. Главные затраты от внедрения лягут на плечи производителей, так как по предварительным оценкам стартовая цена оборудования для конвейерного маркирования специальным кодом начинается от 3 миллионов рублей. Далеко не все производители готовы к незапланированным материальным вливаниям в отлаженный производственный процесс. Велик риск потерять некий процент малых импортеров и изготовителей. Для реализации оптовой продажи производителю потребуется передать в систему маркировки сведения о прохождении этого этапа отгружаемой товарной продукцией. Используя двухмерный сканер штрих кода и соответствующее программное обеспечение интегрированное с системой Маркировки, производитель сможет законно пройти этот этап в цепочке товарооборота.
Оптовая компания принимая товар проверяет соответствие новых цифровых кодов и подтверждает через систему Маркировки их получение. Последующая передача товара в магазин розничной торговли так же осуществляется с помощью системы Маркировки. Отгрузка и приемка товара происходит с использованием двухмерного сканера штрих кода.
Кассир магазина сканируя каждый товар 2D сканером, осуществляет занесение сведений в кассовую программу. А кассовая программа оперативно передает данные в систему Маркировки и онлайн-кассу. Весь цикл операций о проданном товаре конечному потребителю поступает к ОФД, после чего уникальный цифровой код товара навсегда выводится из оборота.