Обязательная маркировка пива
В пивоваренной отрасли ожидаются нововведения. На встрече 9 сентября президент РФ и глава Минпромторга решили, что необходима обязательная маркировка пива. Изменения будут проходить поэтапно, но производителям стоит уже начать готовиться.
Какие изменения произойдут
Обязательная цифровая маркировка коснулась многих отраслей: табачные изделия, меха, лекарства. Многие товары на очереди. В том числе и пивные напитки. Эксперты отмечают, что цифровые коды наносят на продукцию с целью уменьшения количества фальсификата.
Минпромторг старается защитить потребителя от некачественного продукта, а производители, в свою очередь, обеспокоены трудностями в налаживании производства и финансовыми вложениями. Руководители крупнейших пивоваренных компаний “Балтика”, “Efes” высказались против масштабирования маркировки. По их мнению, проблемы с подделкой на рынке пивной продукции просто нет.
Каким образом будут проходить нововведения
Напомним, что нанесение цифровых кодов уже коснулось ряда товаров. Правительство и Минпромторг сообщили, что к 2024 году обязательной маркировке подлежат все продовольственные и промышленные товары без исключения. Это позволяет отследить путь продукта, начиная от завода-изготовителя, заканчивая розничной торговлей.
Для потребителя, в свою очередь, польза заключается в следующем: возможность узнать информацию о товаре посредством специальных программ и приложений. Производители заинтересованы в том, чтобы предоставлять достоверную информацию, так как в противном случае, будет налагаться штраф.
Рынок алкоголя
Алкогольные напитки уже долгое время подлежат процедуре сертификации в системе ЕГАИС. Это позволяет отслеживать оборот алкогольной продукции и следить за нелегальным рынком. На совещании президента РФ и главы минпромторга Дениса Мантурова было решено внести изменения в кодировку алкогольного сегмента и начать маркировку пива. Как сообщает минпромторг, маркировка пива станет обязательной в 2020 году. «Цифровые коды на алкогольных напитках позволят следить за нелегальным рынком», - отметил Мантуров. В ЦРПТ понимают, что изменения могут принести ущерб не только предприятиям, но и государственной казне. Поэтому внедрение будет проходить поэтапно.
Маркировка пива: новости отрасли
Маркировка пива 2020 года может иметь определенные сложности. В первую очередь, это затраты на установку специализированного дорогостоящего оборудования. На данный момент подходящего по скорости оборудования просто не существует. Разлив пива осуществляется со скоростью 90 бутылок/минуту. Если сравнить, то разлив крепкого алкоголя идет со скоростью 20 бутылок/минуту.
Параллельное нанесение кода существенно снизит скорость производства и принесет значительные убытки. В связи с этим было решено провести эксперимент и опробовать различные варианты. На базе Московской Пивоваренной Компании (“Жигули”, “Хамовники”, “Oetttinger”) будет проводиться пилотный проект. По итогам эксперимента будут протестированы разные способы и выбран подходящий. Это последние новости о которых сообщил Минпромторг.
Как быть с разливным пивом
Разливная пивоваренная продукция также подлежит цифровой маркировке. Игорь Хавский, председатель ОУПР сообщил, что инициатива с нанесением кодов, коснется и стеклянной тары и кег. Нанесение цифровых кодов на разливные пивные напитки имеет свои особенности. Разливное пиво поставляются в торговые точки, бары и рестораны в кегах. Вскрытие упаковки, разлив в тару меньшего объема и последующая продажа будет проходить с обязательным сканированием.
Маркировать придется бутыли, в которые разливается напиток. В барах и ресторанах информацию о продукте необходимо донести до потребителя. Поставщики не имеют права скрывать информацию о продукции, а неисполнение этого требования влечет за собой штрафные санкции. Таким образом, на рынке алкоголя за последнее время произойдут значительные изменения.
Правила нанесения маркировки на пиво
Нанесение маркировки на пиво и другой алкоголь имеет определенные правила и последовательность:
- На пиво отечественного производства маркировка наносится изготовителем.
- Импортное пиво маркируется импортером.
- Продавец контролирует соответствие информации на этикетке с реальными данными.
- Если в рецептуре или составе пивоваренной продукции произошли изменения, необходимо изменить этикетку. Это не значит, что заново придется проходить сертификацию, но этикетка должна быть незамедлительно изменена.
Реакция крупных пивоваренных компаний
Крупнейшие пивовары выразили свое несогласие с проводимыми изменениями. По их мнению маркировка пива, не приведет к должным результатам. «Минпромторг ожидает, что маркировка пива позволит избежать контрафакта на рынке, - делится своим мнением Ирина Федорова (директор по работе с органами госвласти компании «Балтика»). – Но эти меры излишни, поскольку контрафакта среди пива просто нет.
Да, есть другие сложности, уход от акцизов, к примеру, но маркировка эту проблему не решит». Производители пива не устают повторять, что существует система ЕГАИС, и убеждают правительство в неэффективности новых мер.
«Наши опасения касаются прежде всего снижения производительности и финансовых показателей», - поддерживают своих коллег представители компании InBev Efes.Кирилл Болматов, директор по корпоративным отношениям Heineken, считает что новые меры кодировки пива будут серьезным обременением для производителей. Кроме того, он уверен, что в связи с изменениями, пиво сильно вырастет в цене, что отразится и на потребителе.
Цифровая маркировка – залог качества и безопасности
Маркировка – это код, который позволяет идентифицировать и отслеживать продукт во всей цепочке от производителя до розничной сети. Но это не просто наклейка. Перед тем, как попасть на рынок, продукция должна пройти ряд проверок. Для получения декларации соответствия для поставок, необходимо пройти сертификацию по техническому регламенту. Алкогольная продукция проходит проверку фактических характеристик и оценку качества.
Информация о свойствах продукта, основные характеристики представляют единый блок на этикетке. Так было с лекарственными препаратами, табачными изделиями, мехами. Теперь нововведение коснулось алкогольного сегмента. Повторимся, что обязательное нанесение цифровых кодов предстоит во всех отраслях и со всеми видами продукции. Цифровые коды Data Matrix – это один из способов нанесения маркировки и в других отраслях они уже успешно используется.
Как подготовиться к нововведениям
Как мы уже сказали, нововведения в алкогольном сегменте не заставят себя ждать. Система ЕГАИС, скорее всего, через некоторое время утратит свою функцию. Предположительно, с начала 2021 года потребуется специализированное оборудование для нанесения кодов на пивную продукцию.
Соответственно, чем быстрее вы приобретете необходимое оборудование, освоите новые правила и технологию нанесения, тем больше вероятности, что ваш бизнес не пострадает и прибыль останется на том же уровне или даже увеличится. Следите за всеми новостями касательно маркировки алкоголя и пива в частности. И заранее позаботьтесь о наличии всего необходимого оборудования для нанесения цифровых кодов.
Где приобрести специализированное оборудование
Для нанесения маркировок потребуются комплекты оборудования.
Сканеры 2d штрих-кодов работают с кодами Data Matrix. Именно такие сканеры необходимы для считывания информации с алкогольной продукции. Принтеры этикеток позволяют присвоить уникальный код каждой единице товара. Если говорить об алкогольной продукции, то часто товар приходит в групповой упаковке. Его необходимо разбить на индивидуальные упаковки, присвоить уникальный код каждой единице. Ритейлер заказывает уникальный код в ЦРПТ, распечатывает на специализированном принтере и маркирует продукцию.